Типы газовых баллонов для использования КПГ (МЕТАН)

Система питания двигателя на пропане и природном газе (метане) дешевле и более экологична, чем дизельные или бензиновые системы, используемые в автомобилях.
Их сгорание сравнительно чище, что снижает выбросы в атмосферу. Оба топлива также дешевле дизельного топлива. Но не многие знают, что сжиженный нефтяной газ (пропан), можно заменить метаном.
Пропан плотнее воздуха, а природный газ (метан) - легче. Для использования метана в качестве автомобильного топлива газ в сжатом виде накачивается в специальные газовые баллоны.
Передовые технологии позволили создать новое газовое оборудование, которое можно установить не только на грузовиках и больших автобусах, но и на самых современных автомобилях.
Для стехиометрического сгорания сжиженного нефтяного газа требуется соотношение воздуха к газу приблизительно 25: 1, в то время как для природного газа требуется соотношение 10: 1.
Если сравнивать с расходом бензина, пропанобутановая смесь расходуется на 10-20% больше, а метана на 5% меньше. Это объясняется физико-химическими характеристиками природного газа. Октановое число метана достигает 120, что существенно больше, чем октановое число любых углеводородов. Высокие значения октана указывают на медленное сгорание топлива и эффективное выделение энергии.
Надо отметить еще одно немаловажное преимущество метана: 1 м3 природного газа в Воронеже обходится намного дешевле 1 литра пропан-бутана. Это позволяет значительно сэкономить при тратах на топливо, что особенно ощущается на коммерческом транспорте и автомобилях с большим расходом.
Однако, газовое оборудование для транспорта состоит из специальных дорогостоящих баллонов для метана, что обходится значительно дороже, чем установка баллонов для пропан-бутана. Для заправки транспорта метаном необходима специальная газонаполнительная компрессорная станция. На сегодняшний день таких заправочных станций недостаточно, но Газпром планирует в скором будущем значительно увеличить их сеть.
Для того чтобы водители не перепутали заправочные устройства для пропан-бутана и метана, им придается разный вид.
Для оборудования автомобильной газовой системы на метане используются газовые баллоны 4 типов:
Тип I
Цилиндрические металлические баллоны для автотранспорта, оснащенные горловиной под вентиль и закругленным донышком. Данные газовые баллоны отливаются в специальных формах, что исключает наличие сварочного шва. Все эти изделия отличаются высокой прочностью и надежностью. Во время изготовления они подвергаются строгому контролю на качество, поэтому позволяют безопасно использовать и транспортировать сжатые газы. Баллоны должны полностью отвечать требованиям стандартов. Каждый баллон подвергается многократным проверкам. Для этого используется ультразвук и избыточное давление силой 30 МПа (300 кг/см2).
Тип II
Баллоны из легированной конструкционной стали, покрытой прочной армирующей оболочкой. Их называют металлопластиковыми. Герметичный лайнер из специальной стали вязкостью 100кгс/мм2 и прочностью равной 120кгс/мм2. Благодаря качествам материалов изготовления такой баллон можно эксплуатировать в условиях низких температур.
Тип III
Алюминиевый лайнер, усиленный карбоволокном. Такой баллон может выдержать давление более 140 кгс/мм2. Оплетка из карбоволокна пропитана специальным составом из эпоксидной смолы. Вся поверхность баллона защищена специальным актикоррозионным составом.
Тип IV
Баллоны схожие с предыдущим типом. Лайнер изготовлен из полимерного материала и армирован оболочкой из углеродного волокна или композитного материала. Основным преимуществом данного типа баллонов является легкость. Но такие баллоны не очень популярны из-за высокой стоимости. А при сравнении отношения объема и массы баллона они практически не отличаются от баллонов 3 типа.
Технические характеристики баллонов II и III типа:
- Рабочее давление – 19,6 Мпа(200 кг/см2);
- Температурный диапазон эксплуатации – от -40 до +45 °C;
- Максимально допустимое заправочное давление – 25 Мпа, при температуре до +55 °C;
- Срок службы – в среднем 15 лет (примерно 15 тыс. заправок);
- Периодичность проверок на герметичность – один раз в пять лет при давлении не менее 20Мпа на герметичность и 30Мпа (на прочность).
- Каждая партия методом случайной выборки испытывается на устойчивость к разрушению методом подачи избыточного давления (51 МПа), а также на циклическую устойчивость (15 тыс. циклов).
- Природный газ может использоваться для заправки практически любых транспортных средств; он дешевле и чище, чем любое другое топливо, используемое сейчас для эксплуатации автомобилей.